Одним из основных материалов, применяющихся для строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог, является щебень. От качественных характеристик щебня в значительной мере зависят потребительские свойства (ровность, коэффициент сцепления и т.д.) и долговечность автомобильных дорог. Особенно это относится к щебню, применяемому для устройства верхних слоев дорожной одежды, непосредственно воспринимающих высокие механические нагрузки от движущегося транспорта, находящихся под воздействием природных факторов (переменный температурно-влажностный режим, многократное замораживание-оттаивание, действие солнечной радиации и т.д.) и антигололедных химических средств.
Поставляемый щебень фракции 5-20 мм в большинстве случаев содержит чрезмерное количество зерен лещадной формы - 25-40% и более, в то время, как было указано ранее в соответствии с действующей нормативно-технической документацией для верхних слоев асфальтобетонных покрытий, должен применяться кубовидный щебень, где содержание зерен лещадной формы не должно превышать 15%. Повышенное содержание зерен лещадной формы отрицательно влияет на удобоукладываемость и плотность асфальтобетонных смесей. Также следует учитывать, что зерна лещадной формы обладают меньшей механической прочностью по сравнению с кубовидными зернами щебня. Поэтому при строительстве (при укатке) и в процессе эксплуатации (под воздействием движущегося автотранспорта)зерна лещадной формы разрушаются, что может приводить к образованию свежих поверхностей не покрытых битумом. Эти места являются первичными очагами разрушения асфальтобетона при проникновении воды и действия затем попеременного замораживания-оттаивания.
По данным «Минскоблдорстрой», которое с 1997 года использует для строительства и ремонта дорог кубовидный щебень, полученный на ударно-центробежных дробилках производства УП «НПО «Центр», внедрение новых технологий и материалов позволило достичь следующих результатов:
Тип покрытия | Уровень шума |
асфальтобетон | 80 dB (A) |
поверхностная обработка щебнем фракции 5-20 мм (щебень, полученный на конусных и щековых дробилках) | 88 dB (A) |
поверхностная обработка на эмульсии и кубовидном щебне фракции 6,3-10 мм | 77 dB (A) |
Все эти преимущества позволили за 5 лет сэкономить предприятию «Минскоблдорстрой» 1,5 млн. $ США. |
Сравнительная стоимость 1 м2 дорожного полотна при различных способах обработки: с использованием материалов после конусных и щековых дробилок и кубовидного щебня, получаемого на центробежных дробилках ДЦ приведена в таблицах:
|
|